9 причин, почему советские фильмы о революции объявляли антисоветскими

  • «Интервенция» и Высоцкий

    Самый знаменитый «антисоветский» оттепельный фильм о революции — «Интервенция» с Владимиром Высотским.  Его сняли в честь пятидесятилетия Октября (так кратко называли октябрьскую революцию). Режиссёр — Геннадий Полока, только что создавший идеологически выверенную картину о советской педагогике «Республика ШКИД». Казалось, он-то знает, как делать фильмы, которые угодят цензуре. Но «Интервенцию» запретили, и не из-за песен Высоцкого.

  • Шутки о сексе, и Сергей Юрский, переодевающийся женщиной — уже этих двух вещей было бы слишком много. Но Полока снял настоящую буффонаду, запредельно странную, полную гротеска, условных декораций, странных костюмов, кривляющихся персонажей. А не хотел ли режиссёр представить всю революцию комедией, задалась вопросом приёмная комиссия, и постановила уничтожить плёнку с отснятым и смонтированным материалом.

  • Притом в «Интервенции» светлый, трагический конец, лейтмотивом которого стал хит Высоцкого о верности идеалам до самой последней черты — «Деревянные костюмы». Так на дворовом сленге называли гробы. Но ни песня, ни финал не смогли отвлечь бюрократов от следов сексуальной революции.

  • «Первороссияне» — святые мученики коммунизма

    Ещё один снятый к пятидесятилетию Октября фильм о революции, «Первороссияне», официально имел основой идеологически верную поэму Ольга Берггольц «Первороссийск». Сюжет должен был рассказывать о том, как семеро смелых пытаются построить коммунизм по всем заветам Ильича в местах бывшей ссылки. Его уничтожать не стали, просто решили добавить в конце Ленина и… никогда никому не показывать. Так что зритель познакомился с «Первороссиянами» только в 2009 году.

  • Что смутило цензоров в «Первороссиянах»? Во-первых, высокая степень условности декораций. Каждая сцена была полностью в своём цвете, так что даже, например, перекрашивали горы. Во-вторых, сильный религиозный мотив, который то ли подавал веру в коммунизм как новую религию, то ли верой в коммунизм прикрывал верной религии старой. Лица героев, например, были раскрашены под святых с икон!

    Читайте также:  Kaskade and Meghan Trainor — With You, новый клип

  • «Начало неведомого века»: слишком мрачная революция

    Угадайте, к какой годовщине был снят ещё один запрещённый кинофильм о революции? Точнее, даже два фильма, объединённых в диптих под названием «Начало неведомого века». Конечно, к пятидесятилетию Октября.  Фильмы были сняты по певцам революции, писателям Олеше и Платонову, с которых недавно сняли наложенный при Сталине запрет.

  • На этот раз оба фильма из диптиха в условности обвинить было нельзя. Они были реалистичны. Даже слишком, по мнению цензоров. Тёмные крестьяне, не спешащие проникаться новыми идеями, столкновение комиссара с бандитами… Если «Интервенцию» сочли слишком весёлой, то «Начало неведомого века» — слишком мрачным. Альманах, в рамках которого должно было выйти на экраны «Начало», так и не выпустили.

  • «Комиссар» и еврейский вопрос

    Ещё один фильм, попавший в немилость сразу после создания в честь юбилея Октября — «Комиссар». Когда он снова всплыл уже в 1987 году, немедленно собрал множество фестивальных наград. Но в 1967 цензоров возмутила еврейская тема, идущая фоном к истории боевого комиссара Вавиловой, вышедшей в декрет по беременности. Евреев потребовали заменить на крымских татар. Режиссёр отказался. Тогда фильм постановили уничтожить. По счастью, сохранилась копия.

  • Ещё одна причина, по которой «Комиссар» пришёлся приёмной комиссии не по душе — использование творчества опальных писателя Гроссмана и композитора Шнитке. На основе рассказа первого был создан сценарий. Второй написал к картине музыку. Подумать только, что сейчас их вспоминают как легендарных советских писателя и композитора.

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    три × 2 =

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:



    Not found